Зачем нам всеведение?

Зачем нам всеведение?
Существо обладает собственным уровнем развития и особенностями, поэтому к каждому из них нужен свой подход. Попробуйте одновременно сказать миллиону людей одно слово так, чтобы оно было понятно всем. Каждый услышит что-то в соответствии с развитием своего ума, своей кармой, но в то же время, согласно их карме, слышанное ими должно вести их по верному Пути к освобождению и Пробуждению. Однако сейчас мы не можем видеть уровень ума и карму и У одного живого существа. Но чтобы быть способным вести всех живых существ совершенным образом, без малейшей ошибки и быть им всесторонне полезными, нам необходимо это знать.

Также, чтобы постепенно вести к Пробуждению хотя бы одно существо, нам необходимо знание всего пути. Мы не можем применять всего один подход; один подход не может подойти каждому. Должны быть разнообразные подходы, соответствующие уровню развития сознания существ.

То мнение, что все на самом деле существует, подходит умам некоторых людей. Слушание этого помогает им лучше практиковать и ведет их к счастью. Хотя не существует ни единого атома истинного бытия, какого-то человека, не способного понять, что истинного существования нет, следует учить, что Будда говорил, что истинное существование есть, поскольку такое наставление может стать на его этапе средством, ведущим к освобождению и Пробуждению.

Для того, чтобы постепенно вести живых существ к счастью и Пробуждению, необходимо видеть отдельную карму, уровень развития ума и особенности каждого живого существа, а также все разнообразные подходы, которые применимы к каждому из них. А это достигается только вместе с всеведением. Даже архаты, обладающие безграничными психическими силами, не могут видеть каждую отдельную карму. Свободные от беспокоящих мыслей, архаты все еще не устранили тончайшие омрачения неведения, так что они не способны видеть тончайшую карму или сокровенные деяния Будд. Архаты не могут совершенным образом направлять живых существ, даже несмотря на то, что сами они свободны от сансары.

Следовательно, чтобы безупречно трудиться на благо всех существ, необходимо достичь состояния всеведения — неважно, сколько веков на это уйдет, неважно, насколько это трудно. Иного способа нет. Пока вы не обрели всеведения, достижения ума неполны, и вы не способны дать живым существам то, что им нужно,— высшее, вневременное счастье. Достичь Пробуждения— это самое значительное, что можно сделать, как ради собственного блага, так и ради блага всех живых существ.

А для этого стоит самому очень усиленно работать. Примеры Кармап, Миларемы? Чем вы отличаетесь от них? Да, только одним. Вы ничего не делаете, или делаете — надеясь на будущее ваше время. А его уже нет! Вы медитировали сегодня, а сколько? Только этим вы отличаетесь! Поймите!

МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕХ

Можно понять идею высочайшего счастья на повседневном примере. Имея выбор, даже звери выбирают самую вкусную пищу, предпочитая ее пище не столь привлекательной. Даже собаки так Поступают. Также делая покупки или занимаясь бизнесом, люди стараются заключить наиболее выгодную сделку, купив товар наилучшего качества, более долговечный. Конечно, они могут не знать, что способны обрести Пробуждение, но в повседневной жизни все стараются заполучить самое лучшее. Если только человек не крайне беден, он попытается получить лучшее, построить самый лучший, самый прочный дом. Можно и не знать о Пробуждении, все равно есть представление о несравненном счастье. Только по причине отсутствия ока мудрости Дхармы люди не осознают, что Пробуждение — это главное, чего недостает в их жизни, то, что им нужно достичь.

Так же, как вы всегда стараетесь получить лучшее, в смысле полноты счастья, к тому же стремятся и все другие существа. То, в чем нуждается каждый,— так это несравненное счастье полного Пробуждения, состояние, свободное от всех недостатков и исполненное всех свершений.

Обретя драгоценное человеческое рождение, встретив добродетельного учителя, могущего вести нас по пути к освобождению и Пробуждению, а также встретив Дхарму Будды — особенно учение Махаяны,— каждый из нас обретает возможность освободить всех существ от всех страданий и омрачений и вести их к состоянию полного Пробуждения. Эта возможность помочь есть у нас потому, что мы обрели все необходимые условия для того, чтобы развить ум, чтобы породить постепенный путь к Пробуждению, а также чтобы обрести всеведущий ум, обладающий великим состраданием ко всем живым существам и способностью их направлять. Поэтому мы ответственны за освобождение всех живых существ от всех страданий и их причин — мрачений- и за то, чтобы вести их к состоянию полного Пробуждения.

Я часто привожу такой пример: если бы вы увидели слепого, идущего к обрыву, вы бы немедленно схватили его, прежде чем он свалится со скалы. Неважно, просил ли он о помощи. Если у вас есть все необходимые условия — глаза, чтобы видеть, руки, чтобы схватить, голос, чтобы позвать,— тогда вы способны помочь слепому человеку. Просто обладая этим, вы ответственны за помощь тому, кому грозит падение с утеса.

Если бы кто-то, способный помочь, увидел такую ситуацию и не подал руку, это было бы позорно и жестоко. В каком-то смысле это было бы изменой назначению глаз и рук, которые должны помогать другим. Если бы такое произошло, как это было бы печально, если говорить о слепом, падающем со скалы, и как ужасно, если представить того, кто имел все необходимое, чтобы помочь, но не сделал этого.

Как это будет жестоко и пагубно, если сейчас, когда у нас есть все необходимые условия, мы не будем практиковать бодхичитту — сущность учения Будды, и особенно учения Махаяны, если мы не будем развивать высочайшее доброе сердце, если мы не будем развивать способность направлять живых существ, если мы не достигнем Пробуждения с целью совершенным образом трудиться ради живых существ, но вместо того будем все время жить с эгоцентрическими мыслями, не думая ни о чем, кроме собственного счастья. Как это будет эгоистично и жестоко. В действительности, мы полностью ответственны за то, чтобы вести к Пробуждению всех живых существ.

Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму

Если вы не любите
неприятности, — выбора нет:
надо практиковать Дхарму


Его Святейшество Далай-лама часто говорит, что лучший способ провести свою жизнь-это прожить ее в уединенном месте, отрекшись от этой жизни и восьми мирских дхарм, однонаправленно сосредоточивая ум на постепенном пути к Пробуждению. Продвижение по пути Пробуждения — это лучшее, но не всякий способен на это.

Для тех, кто не может жить такой жизнью, но образован в Дхарме, наилучшей альтернативой является преподавание Дхармы другим. И хотя такие люди не могут практиковать полное отречение, они практикуют, сколько могут, и помогают другим. Третий вариант— для тех, кто недостаточно образован в Дхарме, чтобы учить других,-практиковать сколько возможно и служить обществу.

Выбора нет. Если вы не хотите страдать, то надо практиковать Дхарму. Таков вывод. Дхарма является единственным средством остановить возникновение проблем и дать душе покой. Нет ничего другого. Если вы не хотите страдать, практики Дхармы не избегнуть. Практика Дхармы означает отбрасывание находящихся в вашем сознании причин проблем и созидание причин счастья, которые тоже находятся в сознании.

Все проблемы этой и будущих жизней происходят от недобродетельной кармы и эгоцентрических мыслей и от их корня — цепляния за «Я», неведения, которое хватается за «Я» как за «истинно существующее». Чтобы прекратить возникновение теперешних трудностей и закладывание проблем будущих жизней, надо очистить уже созданную дурную карму и пресечь создание новой. Такова практика Дхармы. Так разрешаются жизненные проблемы.

Допустим, у кого-то тяжелая болезнь, неизлечимая обычными средствами. Это означает, что омрачения очень велики, и часто человек может выздороветь, только занимаясь интенсивной и длительной практикой Дхармы. Если, благодаря своей карме, он встретит ламу, могущего дать правильный совет по практике Дхармы и наставления по медитации, тогда он может выздороветь. Есть множество больных, которым не помогли лекарства, но которые исцелились, практикуя Дхарму. Люди излечивались от рака, занимаясь медитацией.

Один мой дядя, например, болел много лет. Он даже отправился в Тибет и посетил многих врачей, но ничто не помогало. В конце концов он встретил одного мастера медитации, жившего в Чароке, возле пещеры Лаудо, где я иногда бываю. Этот человек сказал дяде, что, поскольку болезнь вызвана его кармическими загрязнениями, ему необходимо провести большое очищение. Затем дядя получил наставления по предварительным практикам простирания, прибежища и т. д. — от этого ламы, а также от другого старого ламы, который все еще живет в Чароке.

Выполняя предварительные практики, дядя постепенно вылечился от своей болезни. Он совершил 700 000 простираний. Одновременно он еще и заботился о моей слепой бабушке. Он приносил ей пищу, выводил ее в туалет, приводил обратно и все такое… Он заботился о ней много лет.

Таких примеров множество. Когда внешние средства не могут избавить нас от нынешних проблем, мы должны принять прибежище в Дхарме. Мы должны практиковать Дхарму не только для того, чтобы предотвратить проблемы в будущих жизнях, но и чтобы прекратить нынешние страдания. Вывод таков: мы должны практиковать Дхарму.

Неважно, буддист вы или нет, нет иного способа разрешить жизненные проблемы и предотвратить возникновение новых. Сколько бы у вас ни было проблем, вы должны практиковать Дхарму. Пусть даже у вас нет времени, чтобы совершать длительные затворничества и много учиться, раз уж вы не хотите проблем и несчастий, делайте для практики Дхармы, что можете. Даже множество затруднений: болезни или проблемы взаимоотношений не оправдывают отказ практиковать Дхарму. Делайте, что можете, практикуйте Дхарму!

Пусть даже сейчас ваша карма не благоприятствует аскетической практике по примеру мастеров медитации, отрекшихся от этой жизни, но важно породить желание это сделать. Не надо думать: «Я не могу так жить, так что толку от выслушивания подобных наставлений?» Пользы много. Даже если невозможно практиковать сейчас, зарождение желания выполнить практику в будущем явится зерном возможности практиковать чистую Дхарму, жить аскетической жизнью, отринув восемь мирских дхарм. Таким образом можно преуспеть в осуществлении пути к Пробуждению.

Очень важно читать Ламрим. Можно много изучать Мадхьямакаватару, Абхисамаяланкару и Другие философские тексты, но, пока вы не уделите внимание Ламриму, вы не узнаете смысл дхармы в миру. Пока вы не знакомы с такими текстами, как Отворяя врата Дхармы, дающими наставления по очень простой начальной практике, вы будете заблуждаться, полагая, что лишь малое число поступков является мирской деятельностью. Знакомство с этими наставлениями очень полезно для практики.

В каждом дне у нас есть много возможностей практиковать отречение, накапливать заслугу и достигать Пробуждения. Каждый день можно накапливать очень большую заслугу, выполняя созерцание божеств. Сюда вовлечено очень многое: начальное побуждение, подношения, самопорождение из пустоты в облике божества. Мы накапливаем очень большую заслугу, выполняя всего одну сад хану.

Медитация на пустоте в течение всего лишь одной секунды уничтожает тяжкую плохую карму десяти недобродетелей. Сказано, что простое желание медитировать на пустоте очищает эту дурную карму и накапливает большую заслугу. Простое желание слушать учение Праджняпарамиты очищает многие калъпы тяжелой кармы, накопленной за прошлые жизни. Также, как сказано во Введении в практику бодхисаттвы, медитация на бодчихитте дает бесконечные блага в смысле очищения; это одно из самых могущественных средств очищения. Также и в смысле накопления большой заслуги бодхичитта является наиболее искусным методом.

Я думаю, что изложенные в Отворяя врата Дхармы практики очень важны. Они являются главным жизненным прибежищем и исключительно эффективны для ума. Они помогают преодолеть проблемы любого рода. Читать, обдумывать, и, особенно, практиковать Отворяя врата Дхар мы — вот решение проблем.

Для мирян текст обрисовывает психологию, необходимую для разрешения проблем, особенно в те моменты, когда вы чувствуете, что ваша жизнь превратилась в ад, когда вы настолько несчастны, что хотите покончить с собой. Даже будучи мирянами, вы не можете всю свою жизнь посвятить следованию желаниям. Это уж слишком. Вы станете несчастны, если всецело отдадитесь желаниям и мирским заботам. Это сделает жизнь крайне тягостной и для вас, и для других. Еще до того, как родиться в аду, вы устроите себе ад в мире людей. И будете не только несчастны сами, но и приведете в ад много других существ, создавая для них множество проблем.

Нет, разумеется, никаких сомнений в отношении того, что практика Дхармы является настоящим жизненным прибежищем. Воспитание мысли помогает принести мир не только в свою душу, но и в умы многих других людей. Когда вы спокойны и гармоничны, вы не мешаете жизни и практике других. Воспитание психики также очень важно Для того, кто желает практиковать Ламрим, поскольку без него не может быть развития на пути Пробуждения. Воспитание ума, отсекающее мирские заботы, способствует духовному развитию на пути Ламрима. Я думаю, это особенно важно для любого, кто совершает затворничество — короткое или долгое. Тренировка мысли — великолепная поддержка для затворничества. Помогая удерживать ум в покое и устраняя препятствия, она позволяет успешно провести затворничество.

Что же касается монахов и монахинь, то для них воспитание ума является фундаментальной практикой. Без этого нельзя вести монашескую жизнь; затруднительным оказывается продолжение практики нравственности. Более того, данная практика является одной из важнейших опор духовного развития, осуществления пути Ламрима. Для монахов и монахинь это учение является основой практики, и его следует выслушивать и читать снова и снова, и помнить! Это настоящее прибежище, настоящая защита.

Вывод в том, что необходимо практиковать Дхарму, чтобы не позволить омрачениям полностью вами овладеть. Сколько бы у вас ни было трудностей и проблем, все равно нужно практиковать Дхарму. Вы должны практиковать, должны пытаться. Контролируя желание один, два, три, четыре раза в день, вы не создаете соответствующую дурную карму и не допускаете развития омрачающих мыслей. Необходимо практиковать Дхарму хотя бы для того, чтобы в вашей жизни хоть на мгновение настал мир. Вначале медитируйте о непостоянстве и смерти, затем тренируйте дух в системе Ламрима. Попытайтесь накапливать как можно больше заслуг и очищать неблагую карму.

Это мой совет вам. Прислушайтесь! Я очень прошу вас!

Лапа Сопа...
2 комментария
это все хорошо, но недавно один из Далай Лам дал добро на однополые ьраки, после этого я перестал увлекаться буддизмом…
>один из Далай Лам
один из? )

Буддизмом надо не увлекаться, а заниматься, ИМХО.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.