Ты не платил за своё рождение – а теперь ещё и требуешь деньги назад?

«Мы практикуем дзадзэн, чтобы получить сатори, не правда ли?».
Идиотизм! Ты хочешь даже за дзадзэн ещё получить чаевые? Хотя бы дзадзэн ты должен делать просто и даром.

Кодо Саваки

Когда меня спрашивают, для чего хорош дзадзэн, то я говорю, что он хорош для ничего. И потом говорят: «Если он хорош для ничего, то я лучше не буду этого делать!».

Вопрос в том, что вообще хорошо для чего-либо?

То, что выглядит как «заслуга» – не настоящая заслуга. Заслуга учения Будды состоит в том, что оно не имеет «заслуг». Я уже более трёх месяцев беспрерывно в разъездах, чтобы делать то, что хорошо для ничего. На моём пути от одного сэссина к другому иногда случается, что я падаю от изнеможения. Не совсем та «заслуга», на которую постоянно надеются люди.

Все другие религии имеют заслуги. Только в нашей религии нет заслуг. Смешно. Мы проповедуем то, что может проповедовать только тот, у кого нет заслуг. Заслуженные люди называют это «языческим».

Посетить буддийский храм, рецитировать имя Будды или сидеть в дзадзэн: Всё это абсолютно ничего не приносит. Вся наша жизнь в итоге ничего не приносит. Что могло бы быть более мерзким, чем человек, который при всем, что он делает, спрашивает, что это ему принесёт?

Мы должны быть внимательными, чтобы не потребовать аплодисментов за то, что не заслуживает аплодисментов. Когда я был молодым, то постоянно делал то, что приносило мне восхищение поверхностных людей. Когда я сегодня думаю об этом, то у меня выступает пот в подмышках. Мы должны остерегаться восхищения людей.

То, что хвалят люди – не имеет ценности. Жизнь в горах – за это тебя не похвалит ни один человек.

Карьера существует только в мире людей. Как же глупо снова собирать одно за другим то, что ты специально оставил после посвящения в монахи. Как хочет извиниться перед патриархами 73-летний священник, если он хочет сделать карьеру своей бритой головой и кэсой, как и люди в миру.

Что могло бы быть более неправильным, чем карьера у священников-бонз? Монах отличается именно тем, что он не делает карьеру!

Если монах отдаст всё и ведёт простую жизнь, то кроме этого нет ничего особенного, что ему надо было бы практиковать. Также не обязательно давать бедным милостыню: Если ты ведёшь жизнь, за которую тебя жалеют даже сами бедные, то эта твоя жизнь имеет больше заслуг, чем любая другая практика. И наоборот, нехорошо копить деньги и нажираться сладостями, за которые бедные завидуют тебе. Я думаю, что должна была существовать глубокая причина, почему Шакьямуни отказался от трона.

Если ты тянешься, чтобы быть на голову выше других, то ты также будешь бегать за деньгами и изо всех сил стараться стать сенатором. Религия означает опустить голову в гассё. В опускании головы осуществляется истинная жизнь.

Я всю свою жизнь жил как паразит – но что это означает на самом деле? Нет вообще ничего, что принадлежало бы мне или тебе. Ничего не принадлежит нам самим, но именно поэтому мы должны обращаться со всем очень бережно. Жить, как паразит, означает быть наполненным уважением и почтением к каждой вещи.

У меня нет никаких ожиданий. Всё, что от меня потребуется, всё, что мне кинут на съедение, я беру всё, я делаю всё, что мне приказывают. И мне это совершенно ничего не стоит.

Люди живут в своих представлениях. Сначала они создают что-нибудь, потом тянутся за этим и начинают драться – и всё участвует в большом театре. Человек как я, который живёт свою жизнь в спокойствии, не пытается любой ценой добраться до кормушки, в которой всё равно нечего есть. Я не пытаюсь достигнуть ничего недосягаемого. И я не плачу, если мне не везёт, и не прыгаю до потолка, если везёт. Я жил всю свою жизнь спокойно.

Однажды я ехал в лифте несколько сотен метров вниз. Хотя он равномерно ехал вниз, после некоторого времени мне начало казаться, что он едет наверх. Этот обман похож на тот, как когда мы думаем, что достали что-нибудь «подешевле».

Ты постоянно пытаешься что-нибудь выиграть: Ты не платил за своё рождение – а теперь ещё и требуешь деньги назад?

Всё, что мы делаем – бесплатно. Всё, что мы получаем – бесплатно. Дождь падает бесплатно, солнце светит бесплатно. Солнце не шлёт нам счёт за «солнечную энергию». Ну и что, что мы ничего не можем взять с собой в смерть? Счёт погашен, всё, конец!

Что в этом страшного – сдохнуть как дворняжка на краю дороги? Я действовал в течение всей своей жизни, чтобы в итоге сдохнуть как дворняжка. Я всю свою жизнь разбазарил в дзадзэн…

Все пытаются ещё чего-нибудь добавить к своей человеческой жизни – в этом лежит их ошибка.

Какой же это будет сюрприз для людей, когда они увидят, что в итоге всё хорошо для ничего. Как немой, кусающий в горький фрукт – так и люди в одно мгновение признают свою ошибку.

Примечание: Немота скорее относится к тому факту, что мы не можем разделить этот сюрприз с кем-нибудь ещё, чем к удивлению по поводу собственной ошибки. «Всё спит» говорит принц Шакьямуни, покидая дворец – он был как немой, проснувшийся к своему страданию, но не имеющий возможности разделить с кем-либо это познание.

Кодо Саваки Роси (Тсайкичи Тада, 1880-1965)
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.