Почему гигантские борцы сумо – тайный идеал японцев

Наверное, самым необыкновенным видом восточных единоборств является борьба гигантов – сумо. Она так же является одной из старейших форм боевых искусств Японии.

сумо

Тогда возникает очень интересный вопрос: почему же борьба людей, обладающих столь огромным количеством жира, явно страдающих ожирением, для японцев – любимое зрелище. Почему жители страны низкорослых и стройных, словно бамбук, так любят посмотреть на эти поединки тех, кто не вписывается ни в какие правила легендарной восточной медицины?

Всем прекрасно известно, что ни в одной европейской стране или государстве, расположенном в Северной или Южной Америке, вы никогда не встретите подобного вида единоборств. Его приверженцы – исключительно люди Востока. С некоторых пор мы можем постоянно увидеть расклеенные на досках объявления, которые приглашают нас заняться айкидо, дзюдо, самбо. Чем угодно. Но ни одного клуба любителей сумо вы днём с огнём не сыщете.

На самом деле, ответ на этот вопрос очень прост. Причина такого уникального явления заключается в особенном, отличном от нашего, мировоззрении, а так же в психологии японцев, как нации. Подумайте, о чём мечтает чуть ли не каждый европеец или русский. Правильно, все мечтают похудеть. А теперь посмотрим на японцев – все они невысоки ростом, да и толстых японцев вы мало где сможете встретить. Они, скорее всего, считают это своим недостатком. А огромные, мощные и несокрушимые бойцы сумотори вселяют в них благоговейный трепет. Вот он, тот идеал японского мужчины, о существовании которого сами японцы вряд ли догадываются.

Великой и непостижимой мощью рикиси многие века восхищались мастера кисти и слова. О них и для них писались стихи, их изображали могущественными воинами на свитках, такими же сильными, как самураи. Предназначавшаяся изначально для зрелищных развлечений, эта борьба переросла в традицию, в то, без чего Япония не может мыслиться, как страна с богатым культурным наследием.

В семнадцатом – восемнадцатом столетиях артисты театров, особенно мужчины, исполнявшие роли женщин, изображались со странным сочетанием мужского облика и чисто женских манер. Это улавливалось и в гриме, и в поведении персонажа. Поэтому многие учёные, всерьёз занимающиеся изучением культуры Японии, не без оснований объясняют это явление, как гомосексуальный подтекст. Наоборот, борцы сумотори всегда запечатлевались в полном боевом облачении самурая, если не в пылу схватки, то вместе с самурайским мечом и слугой, который должен был обслуживать своего господина-воина. Выдающийся японский художник Кацукава Сюней, живший во времена Средневековья, посвятил огромным и далеко не стройным рикиси целую серию картин.

Борцов сумо даже на картинах изображали особым способом, чтобы не умалить, а наоборот подчеркнуть их силу. Чаще всего картины в те времена писались на удлинённых свитках с габаритами пятьдесят восемь на двадцать один сантиметр, так называемых «какэмоно-э». А рикиси запечатлевались на практически квадратных свитках. Этот приём способствовал достижению очень реалистичной передачи размеров самого рикиси. Рикиси должен быть настолько огромным, что его невозможно уместить на одной картине, поэтому преимущественно борцов сумотори изображали на свитках не целиком.

Для народа борьба сумо всегда была чем-то вроде развлечения, весёлого праздника. Поэтому, когда происходили поединки, рикиси были скорее актёрами или искусными волшебниками, чем воинами. Они не стремятся победить друг друга, разыгрывают некое магическое представление, в котором они побеждают самих духов. Могучие воины даже принимали псевдонимы, чтобы скрыть свои настоящие имена от духов и тем самым перехитрить их.

И по наши дни каждый борец сумотори имеет своё собственное сико-на, то есть сценическое имя, и имя это должно прославлять своего героя, сравнивая его с мощью самой природы. Незыблемая скала, Каменный Зуб, Гром. В эти моменты борцы сумо уже не воины, но актёры, играющие свою таинственную и магическую роль.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.