Сила удара Оямы

Сила удара Оямы
УДАРЫ РУКАМИ

Масутацу ОямаСейкен Цки. Коронным ударом Оямы Масутацу был правый удар кулаком — Сейкен Гяку Цки. Он обладал у него колоссальной разрушительной силой. Стив Арнейл рассказывает, что однажды в начале 60-х годов Ояма устроил грандиозное шоу для японского правительства. Он предложил Арнейлу одному держать одновременно пять досок, которые он собирался разбить ударом Гяку Цки. Арнейл сказал, что это невозможно, и что он сам может получить травму. Но Ояма стоял на своем, а спорить с ним было не принято, и в итоге Арнейлу пришлось сказать «Осс»! Настраиваясь перед разбиванием, Ояма, как обычно, обхватил тело руками, подсунув их под куртку кимоно, затем решительно вышел в стойку и нанес удар. По словам Арнейла, его руки совершенно не почувствовали удара, кулак прошел сквозь доски, как сквозь воздух.

Сила удара ОямыДругой ученик Оямы, Года Юдзо говорит, что одно из наиболее ярких его воспоминаний о физической мощи мастера связано с показательными выступлениями 1960 г. в усадьбе Цуба-кияма. Тогда один из старших учеников не смог одолеть толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с громким треском переломил его одним ударом. «Мне приходилось слышать, что от удара учителя у быков трескались кости черепа, и что во время демонстраций он запросто колотил большим железным молотком себе по костяшкам. И если бы меня спросили, какой прием Сосая был самым замечательным, я бы сказал, что это был удар Сейкен Цки. Возможно, именно поэтому он никогда всерьез не опробовал его на своих противниках из числа людей, ибо от такого удара любой противник просто бы умер», — вспоминает Като Сигэо. Последние слова не означают, что Ояма никогда не применял Сейкен Цки во время спаррингов в зале. Это было «фирменное блюдо» для старших учеников, «Когда Сэнсэй спарринговал не с нами, а с более опытными Сэмпаями, случалось, что и он использовал удары кулаком. Поскольку я был всего лишь учеником первого класса средней школы высшей ступени, то Канчё меня просто щадил. Зато с Сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигэру и Оямой Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно», — вспоминает Накамура Тадаси. Когда он пускал правый Сейкен Гяку Цки в ход, по словам Като Сигэо, «все, кому бы Сосай ни нанес удар кулаком, просто растягивались на земле». Этот удар в исполнении Оямы был столь хорош, что Накамура Тадаси говорит: «Для меня воплощение каратэ — это удар кулаком Сейкен, а воплощение удара кулаком — канчё Ояма. Поэтому для меня Ояма Масутацу — символ и воплощение каратэ».

Масутацу ОямаТэншо-учи. В спаррингах с учениками Ояма обычно наносил удары не кулаком, а основанием ладони (тэншо). По этой причине многие утверждают, что удары Тэншо у него были коронными. Однако, как свидетельствует Като Сигэо, «в действительности во время Кумитэ он применял эту технику только для того, чтобы снизить силу удара. Поэтому то, место, куда бы он ударил кулаком Сейкен, он поражал с помощью ладони». Ему вторит Накамура Тадаси: «Когда он спарринговал с нами, своими учениками, он почти не использовал Сейкен Цки и только наносил шлепки по лицу основанием ладони. Даже когда Сэнсэй наносил удары в солнечное сплетение или по ребрам, то тоже бил основанием ладони». Тем не менее, эти удары обладали у Оямы поистине разрушительной мощью. Рассказывает Накамура Тадаси: «Может показаться, что удар ладонью — ерунда, но когда его наносят с вкладыванием веса, со сближением, он очень эффективен. Я сам не раз пропускал удары Канчо Оямы по ребрам и в живот, и порой после них даже пошевелиться не мог». Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигэру, " Сосай бил левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего у меня всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух часов тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень приятно выходить на улицу после тренировки". Удары ладонью могли наноситься по самым разным траекториям: по прямой типа цки, по кругу, наподобие Каге учи и т.д.

Маваши-учи. Еще одним коронным ударом Оямы был круговой удар кулаком Маваши учи. Рассказывает Накамура Тадаси: «Он часто использовал и круговые удары, но в отличие от стандартного Маваши учи наносил удары внутренней стороной головки кулака, тем местом, которым наносят Хайто учи. Головка кулака у Канчё была в несколько раз больше, чем у обычного человека, и прекрасно закалена со всех сторон. Поэтому Сэнсэй мог свободно бить головкой кулака с внутренней стороны. Если противник пытался сблизиться с учителем спереди, он мгновенно уходил в левую сторону под углом в 45 градусов и на встречном движении наносил круговой удар Маваши учи правым кулаком. Но из-за того что бить таким образом в лицо или солнечное сплетение очень опасно, он специально бил противника в грудь».

Уракен учи. Активно использовал в спаррингах Ояма и Уракен учи. По технике исполнения он напоминал вариант этого удара, зафиксированный в ката Сайфа, в котором после удара локтем одной рукой захватывают руку противника, а другой наносят ему Уракен учи в лицо. Ояма Ясухико рассказывает: «Точно так же, как в этом ката, Сосай с помощью движений плечом и локтем рассеивал внимание противника, нарушал его дыхание, затем молниеносно наносил Кин гери в пах и часто продолжал атаку ударом Уракен учи передней рукой». Уракен учи служил для подготовки основной атаки и раздергивания противника. «Оценив моё Киай и дыхание, он наносил удар Уракен учи в лицо, а когда я, испугавшись, закрывал его, тут же бил Уракеном по открывшемуся боку живота. Когда я невольно опускал оба локтя, он накрывал мое лицо основанием ладони (Тэншо) и надавливал на него», — вспоминает Ояма Ясухико. Хотя Уракен учи считается ударом несиловым, Ояма и его превратил в грозное оружие. Ка-то Сигэо делится своими впечатлениями об этом «легковесном» и «неопасном» приеме: «В боях с Сосаем я не раз пропускал удар Уракен учи из положения с разведенными в стороны руками и каждый раз слышал: „Ну, ты как? Нормально?“. А у меня при этом ноги подкашивались».

Мэ Цуки. Наконец, Ояма акцентировал внимание своих учеников на уколах и хлестких ударах пальцами по глазам, которые он считал эффективнейшими приемами. «Также часто он „угощал“ нас и ударами по глазам, используя уколы пальцами (Нукитэ). Молниеносный удар голой рукой по глазам был весьма эффективен, после него слезы катились градом — не остановишь»! Ясуда Хидэхару сообщает, что тычки пальцами в глаза Ояма отрабатывал на мишенях из картона.

УДАРЫ НОГАМИ

Масутацу ОямаЧитатели учебников по Кекусинкай «Что такое каратэ?», «Это каратэ» и др., написанных Оямой Масутацу, прекрасно знают, что он владел практически всем арсеналом ударов ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить в голову и даже выше. На одном фото в старой книге по Кёкусин Бобби Лоу Ояма запечатлен наносящим удар Йоко Кеаги на добрый десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям Накамуры Тадаси, даже разменяв четвертый десяток, Ояма, «похоже, был в самом расцвете сил. Хотя он был человеком крупным, движения его были чрезвычайно быстрыми, а тело очень гибким, например, он мог выполнять полный поперечный шпагат… Маваши гери и Йоко гери в уровень головы он наносил „со свистом“». Но самым любимым ударом Оямы был… Кин гери — банальный удар ногой в пах, который ученики начинают осваивать буквально с первого занятия. Удар ногой в пах кажется настолько простым (кто-то скажет примитивным), что как-то совсем не вяжется с образом мастера.

Показательна в этом плане фраза Оямы Ясухико, которой он открывает рассказ о Кин гери: «Как ни странно, Сосай использовал также и удар ногой в пах (Кин гери)». Ояма Ясухико рассказывает, как однажды во время тренировки основатель Кёкусин поделился с учениками своими взглядами на значение Кин гери и своим опытом в его использовании: "«Слушайте все! В Америке есть такие здоровяки, что похожи на привидение. Того, мой продюсер, совершенно не зная характера американцев, как-то вцепился в меня и стал выкрикивать: „Мас Ояма — самый сильный уличный боец в мире. Он вызывает на бой любого желающего! Если кто-то сможет его уложить, я заплачу ему тысячу долларов“! Я совершенно не понимал английского языка и потому, одиноко стоя посреди квадратного ринга, всеми силами старался понять, что он такое говорит. Вдруг зрители зашумели. Произошло это, когда Того произнес: „Ван саудзан дара“ — »Тысяча долларов"! Не зная даже алфавита английского языка, я только и понял что эту фразу «Ван саудзан дара!». При этих словах учителя мы все невольно рассмеялись. «Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со своего места поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: „А-а, так они хотят, чтобы этот мужик схватился со мной“! В разных концах зала встало еще несколько человек, но тут Того поднял вверх один палец и сказал: „Только один“! Под смех и аплодисменты мужик в джинсах и футболке направился к рингу. Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему едва доходил до груди. Стоя передо мной, он казался мне здоровенной двустворчатой дверью. Я невольно оглянулся на Того: у него от неожиданности даже рот раскрылся: „О-о, Здоровый!...“. Вот тебе и „здоровый“ — надо же характер зрителей знать, когда такое устраиваешь! „Ояма, Ояма! — закричал мне Того, — Все нормально! Нормально! Тысяча долларов — деньги немалые!“ Рефери смотрел на нас, не понимая ни слова. Мужик также с любопытством оглядел меня, и, в конце концов, расхохотался и сказал, обращаясь ко мне: „Ну, что?! Схватимся?“ Честно говоря, у меня колени задрожали. Мужик что-то злобно закричал и пошел на меня, намереваясь схватить меня обеими руками. И тогда я машинально ударил его в пах левой ногой. Эффективность — стопроцентная! Сейчас все это кажется смешным, но этот удар ногой у меня получился совершенно машинально. С воплем „У-у!“ мужик присел на корточки. Машинально я черкнул пальцами по его глазам. Затем придавил лицо мужика левой рукой и нанес ему правый Гяку Цки в бок. Мой кулак глубоко погрузился в его тело. На этом все и закончилось. При виде этого зрители пришли в бешенство. Начался ужасный гвалт. Мне пришлось спасаться из зала бегством под защитой шерифа, охранявшего зал. Потом я понял, из-за чего зрители взбесились. У них бить ногой в пах считается подлостью. Похоже, именно этот удар и разъярил их. Ударом Кин гери нужно овладеть в совершенстве. Кроме того, обязательно нужно защищать пах.

Постоянно использовал удары в пах Ояма и в спаррингах со своими старшими учениками. Тот же Ояма Ясухико вспоминает: „Сосай мастерски выполнял удар ногой в пах. Бывало, если при ударе ногой широко размахнешься, то нога Сосая тут же молниеносно вылетит навстречу. То же самое говорит и брат Ясухико, Ояма Сигэру: “Сосай очень часто бил ногой в пах, причем у него было замечательное чувство тайминга, и удара не мог избежать никто. Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда Хидэхару: „Поскольку во время спарринга оба противника движутся, то Ояма считал, что удар ногой должен быть нацелен немного в сторону от центральной линии противника… Обычно при ударах ногой нет нужды специально метить в пах, но, если такие удары применяют, то поскольку противники движутся, важно метить “между бедрами». Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах ударом ноги непросто. Это большая удача, если удается нанести удар поддевающим движением снизу между ног противнику". Кроме Кин гери Ояма в совершенстве владел и широко использовал такие удары ногами как мае гери, Канзетсу гери, Уширо гери и Хиза гери. Стараясь не травмировать младших учеников, во время спаррингов в зале он предпочитал прямые атаки на среднем уровне (Чудан), выполняемые строго по прямой. «Обычно, выполнив Мае гери левой ногой, Сосай тут же разворачивался и наносил правый Уширо гери, в который вкладывал движение бедрами, так что тот часто напоминал Йоко гери. Удар пяткой был настолько сильным, что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней», — вспоминает Ояма Сигэру. Удары Оямы обладали колоссальной разрушительной мощью, Поэтому основной проблемой в спарринге с учениками для него было не вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль.

Като Сигэо вспоминает: «У него также были мощнейшие удары Мае гери и Хиза гери, но, поскольку для противников вроде меня они были слишком опасны, он просто не мог их использовать во время Кумитэ». К нему присоединяется и Накамура Тадаси: «В спарринге Маваши гери он почти всегда наносил подушечкой пальцев (Чусоку) и очень осторожно, чтобы не ударить слишком сильно».

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

Для защиты Ояма использовал мягкие отводящие блоки. «Я в ту пору был уверен, что правый Мае гери у меня классный, но и им я не мог пробить защиту учителя. Он мягко парировал мои удары, словно обволакивая ногу ватой, и в следующее мгновение я уже падал на пол» — вспоминает Като Сигэо. Удары ногами Ояма часто не блокировал, а, опустив локоть вниз, отбивал противнику голень. Ояма широко использовал блоки запястьем (Кокен — «кулак-дуга») и основанием ладони (Тэншо), которые прорабатывал в своем любимом ката Тэншо.

Рассказывает Накамура Тадаси' «В спарринге с динамично атакующим противником Канчё сближался, блокировал удары руками противника своим Кокен, а затем основанием или ребром ладони той же руки наносил удар в живот, ловко пользуясь чрезвычайно короткими движениями» Многие удары Ояма принимал на корпус. «Очень часто мои удары руками и ногами Сосай принимал своим могучим телом», — говорит Ояма Ясухико, — «Во время Кумитэ с ним он не раз говорил мне: „Подходи! Бей!“, — и, когда я решался на атаку и наносил удары только брызги пота летели мне в лицо. „Еще сильней!“, — требовал Сосай, и после моего очередного удара его ладонь откуда-то сверху накрывала лицо, а подошва ноги окончательно припечатывала меня к полу. Такие схватки действительно приносили удовлетворение, но к этому иногда примешивалось удивление; почему же Сосай позволяет себя бить, а в итоге достается мне одному?»

В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не просто «держал удар», полагаясь исключительно на силу и закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической кондиции он и это мог себе позволить (как говорит Накамура Тадаси, «все наши удары руками и ногами в живот и грудь для него были нипочем»). С помощью микроуклонов он нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника и, не тратя время на блоки, мгновенно переходил в контратаку. «Сосай Ояма, когда его били руками или ногами, никогда не принимал удар, стоя на месте, Чуть-чуть сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он сближался с противником и буквально сносил его с ног. Эта мгновенная защита с атакой в его исполнении была просто великолепна. Скажу более того. Никакой защиты он при этом не применял: сначала была атака его противника, а затем его собственная атака, и все.

Сосай считал, что, если удар блокировать, то контратака будет слишком запаздывать, и что, если ты хочешь свалить противника, блокировать не следует. Поэтому Сосай одновременно с атакой противника сближался с ним шагом и наносил удар рукой или ногой таким образом, что со стороны казалось, будто два тела сталкиваются друг с другом», — рассказывает Като Сигэо. Другой ученик Оямы, Ояма Сигэру рассказывает следующее: «Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие места, и я до сих пор помню как брызги его пота после таких ударов попадали мне в глаза, которые тут же начинало щипать. „А, хорошо! Давай еще раз!“ — такое ощущение возникало иногда во время подобных Кумитэ. Однако обычно, если я атаковал ударом справа, тут же следовала контратака левой ладонью в лицо, за которой мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д… Но, что ни говори, самым опасным ударом ногой у Сосая был удар ногой в пах».

ИСТОКИ БОЕВОГО СТИЛЯ МАСУТАЦУ ОЯМЫ

Масутацу ОямаКасаясь вопроса, как происходило формирование боевого стиля Оямы, Ясуда Хидэхару указывает на то, что мастер в разное время изучал различные школы каратэ — Сётокан-рю, Годзю-рю и др. — и другие воинские искусства — Дзюдо, Дайто-рю, Дзю-дзюцу. В частности он пишет: «Стиль Кумитэ учителя, который мне довелось видеть, включал самые различные элементы. Поскольку он изменялся, реагируя на действия партнера, то у него не было жестко фиксированных форм вроде того, что если противник использует такой-то прием, я отвечу таким-то приемом. Что касается изготовок к бою (Камаэ), то он использовал и стойку Некоаши дачи из Годзю-рю, и стойки с широко расставленными ногами из Шотокан-рю. Некоаши дачи позволяла исполнять технику с высокой скоростью, а стойки из Шотокан-рю обеспечивали большую силу в движениях с вложением бедер. Таким образом, он, как говорят в боевых искусствах, „сочетал длинное и короткое“. Ударам кулаком передней рукой с выпадом Ой Цки, Сэнсэй предпочитал правый Гяку Цки, а что касается ударов ногой, то чаще всего он использовал Мае гери. Он больше любил не прямолинейные, а круговые движения типа движений Ката Канку. Естественно, что он блокировал и бил в ответ, но не по прямой линии, а круговыми движениями, и двигаясь по дуге вокруг противника. Впоследствии в своих книгах он назвал такой стиль боя „круговым Кумитэ“. Он никогда не блокировал простым отбивом, но всегда прихватывал (Каке уке) конечность противника. Мы все, используя различные блоки на верхнем и среднем уровне, выполняем защиты с прихватом руки противника. Вероятно, такая техника родилась благодаря тому, что Сэнсэй изучал различные виды Будо. Прихватив руку противника, он сливался с его движением, закручивал его, применял болевые приемы на суставы. Конечно, доводить все эти приемы до конца было немыслимо, и он всегда останавливал прием на определенной стадии его развития.

В свой стиль Каратэ Ояма включал самые различные приемы, и именно этим он отличался от всех других наставников. Я думаю, что учитель таким образом исследовал эффективные в боевом отношении технические приемы. Изучая различные виды техники, он включал их в свое Каратэ. Он прихватывал противника передней рукой или обеими руками, двигаясь по кругу, уходил вбок от него „в мертвую зону“ в такую позицию, откуда можно было нанести удар рукой или использовать любой другой прием.

Сэнсэй занимался также и Дзюдо, и в спарринге мог так бросить своего ученика, что тот даже не мог понять, как оказался на земле. Тогда он объяснял, говоря что-то вроде: „Вот тут у тебя дыра“… Если Ояма наносил удар кулаком Сейкен Цки, то бил на среднем уровне. На лицо же он просто нажимал ладонью и никогда по-настоящему не бил по мишени. Он часто использовал такие удары как Уракен учи, Маваши учи и Фури учи. Он применял их, двигаясь вокруг противника, Видимо, эти элементы пришли в Кёкусинкай из Годзю-рю. Как бы там ни было, техника Оямы была очень богата, а его удар кулаком Сейкен Цки несомненно обладал колоссальной разрушительной силой, но реально удары в солнечное сплетение своим ученикам он наносил разве что в Ката». Совсем иную позицию по этому вопросу занимает Като Сигэо: «Техника Сосая Оямы — это не техника, которой его кто-то научил. Конечно, это техника Каратэ, но всё же это техника, которую он усвоил телом во время затворничества в горах и в боях с быками на скотобойне. У меня есть знакомый, который работал на скотобойне в Татэяма. Он даже самых азов Каратэ не знает, и о Сосае Ояма никогда не слышал, но однажды во время разговора со мной, он рассказал мне следующее: „У нас на скотобойне был один странный парень. Он взваливал на себя быков весом под триста килограммов или лупил их голыми руками. В то время как мы били быков молотками по голове, он голыми руками лупил их по башке, бил по рогам“. Вслушавшись, я сообразил, что речь идет о Сосае Ояме в дни его молодости. Быки, которых Сосай Ояма бил голыми руками, едва сознание не теряли. У некоторых из них череп трескался, начинались конвульсии. Когда я спросил знакомого: „А что было бы от такого удара с человеком“? — тот ответил: „Да он бы ему просто шею сломал“! Когда я услышал это, я подумал: „Да, Сосай Ояма был действительно крут“! И в то же мгновение я понял, что Сосай владел техникой иного, сверхчеловеческого порядка, постиг, что эта техника была рождена его собственным телом в процессе беспрерывной тренировки и неустанного поиска. Свое абсолютное, совершенное чувство времени, позволявшее ему уходить от атак противника, он обрел, когда на него бросались быки, а он, не пытаясь остановить их силой, мгновенно хватал их за рога и отворачивал им головы.

Сила удара ОямыТу замечательную скорость, которая позволяла ему сближаться с противником в момент его удара, он также приобрел, сражаясь с быками, Я в этом абсолютно уверен. Тому, кто сумел совладать со скоростью несущегося быка, ничего не стоило справляться с рывками противников из числа людей. Сосай Ояма не раз говорил: „Главное — сила“! Но и эта его идея, видимо, родилась у него под влиянием боев с быками. В спарринге с человеком можно сбить его с ног дважды или трижды, но в бою с быком, если ты не обладаешь мощью, достаточной для того, чтобы уложить его одним ударом, тебе придет конец.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.