Туйшоу и силовая работа

Туйшоу и силовая работа

В настоящее время соревнования по туйшоу — очень обсуждаемый вопрос в среде занимающихся тайцзицюань. Это хорошее дело, поскольку соревнования по туйшоу оказывают хорошую службу в деле распространения тайцзицюань в нашей стране. Однако нужно уточнить, что есть туйшоу традиционное и есть соревновательное, что не одно и то же.

Соревновательное туйшоу сильно отличается от старого туйшоу, другое его название «гэшоу» или «дашоу». В гэшоу и дашоу были разрешены броски (шуай), болевые контроли (на), выбрасывания (чжи) и удары (да), и они были похожи па то, что мы сейчас называем свободным поединком (саньда). Современное же туйшоу — это тренировочный! метод, что-то среднее между свободным слушания, нейтрализации, выброса, т. е. понимание усилий.

Можно сказать, что это тренировочный метод для рук. Если говорить, что форма является основой тайцзицюань, то туйшоу — это проверка правильности поз в форме. Вне всяких сомнений — туйшоу прекрасный вид физического воспитания. Однако если ставить этот тренировочный метод в рамки соревнований, то тут возникает очень много вопросов. Я считаю, что в соревновательном тайшоу есть, как минимум, три проблемы: во-первых, правила; во-вторых, уровень технической подготовки; в-третьих, уровень силовой подготовки. Правила должны быть более свободными. Есть запреты па удары, и это правильно, поскольку велика доля травматизма.

Однако методы контроля, не ведущие к травмам суставов, а также запрещенные обхват за туловище двумя руками и подбивы ногами следует разрешить. Как же насчет высказывания: «верх и низ следуют противнику, отчего ему трудно нападать»? На самом деле, если у вас хорошая «столбовая работа», подвижные изменения пустого и полного, тело владеет мягкими методами освобождения от захватов, не следует бояться бросков, не нужно опасаться контролей.

Основная проблема — эго технический арсенал и силовая подготовка спортсменов. Сначала о технике. Нельзя даже и рядом ставить технику старых мастеров с техникой современных спортсменов — это слишком очевидно и понятно, я даже не буду этого касаться. Хочу лишь озвучить свою точку зрения и практический подход к силовой тренировке.

Тренировка форм, туйшоу, даньши, несомненно, повышают силовые качества. Формальные последовательности — это основа тайцзицюань. Однако человеку, практикующему тайцзицюань, не следует также отказываться и от работы с предметами, которые повышают его силовые характеристики (это — физическая сила, скорость, выносливость, адекватная реакция, присущая тайцзицюань спиральная упругая сила). Здесь нет единого мнения. Некоторые через печать утверждают, что в тайцзицюань никогда не было вспомогательной работы с предметами. А господин Чжан Чжосин, например, полагает, что работа с железной палкой, мешком с песком очень хороши для базовой подготовки для туйшоу (см. «Ушу и здоровье», вып. 2,1992 г.). Я полностью разделяю его точку зрения. В старину мастера уделяли огромное значение силовой работе.

Например, такие известные мастера стиля У (й^), как Ли Ишэ и Хао Вэйчжэн, тренировали силу рук 40-килограммовой железной палкой. Исследователь пэйгупцюань господин Чжан Найци также пишет: «Мешок с песком, как и другие предметы, также хороши для вспомогательной работы» («Научный иэйгуньцюань», ст. 66). Мой учитель, выдающийся мастер тайцзицюань стиля Чэнь, господин Чэнь Чжаокуй также уделял большое внимание силовой тренировке. Он всегда придавал большое значение и технике, и силе. Его мастерство, искусство циньна, толчки были па высшем уровне. Он имел свой взгляд на взаимосвязь техники и силы. Он часто говорил, что мягкая спиральная нейтрализация, использование силы противника для удара, искусство «четырьмя ляпами сдвигать тысячу цзиней» — все это специфическая техника тайцзицюань, но техника основывается на силе.

Он говорил: «В туйшоу техника составляет 30%, сила 70%. Нет силы как основы — техника тоже не работает», т. е. сила является решающим фактором. Еще он наставлял: «Некоторые боевые техники тайцзицюань не стоит пробовать на людях, в туйшоу их не использовать, только на вспомогательных предметах». Поэтому он нам передал не только первую и вторую формы тайцзицюань семьи Чэнь, туйшоу, цьньна, даньши, по и методы вспомогательной работы. В их числе: встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, упражнения с тяжелым мячом, столбовая работа и др. Также он делал акцент па тренировках с железной палкой, ударах по мешку с песком. Учителю Чэню самому нравилось поднимать тяжести, у него дома в Пекине стояла каменная штанга. Он также показывал нам работу на мешке (она совсем не такая, как в боксе).

В последние годы я и мои ученики тренировались по переданной нам учителем Чэнь Чжаокуем методике силовой работы и ощутили ее эффективность. На Все китайских соревнованиях по туйшоу в 1991 году трое из пяти моих учеников стали чемпионами. Они серьезно подходили к работе с предметами, по один выступил неудачно, так как много внимания уделял технике, был в неплохой физической форме, по не уделял внимания вспомогательной работе. Поэтому при встрече в поединке с другим учеником, который занимался силовой работой, он проиграл. Из этого я сделал вывод, что человек, практикующий тайцзицюань, особенно если это молодой человек, имеющий интерес к исследованию боевого применения, должен практиковать и силовую работу, и тренировать технику, позволяющую «четырьмя ляпами сдвинуть тысячу цзинет. Однако он не должен отходить от характерных принципов тайцзицюань и сохранять стилистические особенности тайцзицюань.

Ма Хуна о туйшоу из перевода Р.Романова
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.