Работа на деревянном маникене



1. Как возникла практика на деревянном манекене в вин чун?

Практика с использованием деревянного манекена – это высокий уровень в вин чун, к постижению которого можно приступить только после нескольких лет регулярных тренировок. Ученик должен предварительно изучить и наработать множество навыков, ведь практика работы на манекене очень близка к реалиям настоящего боя. Во время практики ученик получает возможность научиться контролировать свою силу, работая в полную мощь с манекеном, чего он не сможет сделать с партнером, даже если на нем будет специальная защита. Причина последнего в том, что все удары наносятся в жизненно важные места.

Говорится, что

Побеждают противника при помощи ударов.

Учителя всегда можно спросить о прогрессе,

Но если ни учителя, ни противника нет,

То главным помощником станет деревянный манекен.

Большой плюс тренировки на манекене – работа на малой площади.


Древние мастера вин чун создали методы боя, объединенные в три комплекса, включающие в себя методы рук, шага, ног и тела. Если эти методы разобрать и соединить их снова, то образуются методы, которые практикуются на деревянном манекене. Все упражнения, выполняемые в вин чун ушу в паре, могут отрабатываться и на деревянном манекене. С помощью манекена совершенствуют методы рук, но возможно это только после освоения «удара с усилием в один цунь» и приобретения умения «слышать усилие Цзинь» соперника.

Чтобы изучить вин чун, нужно приложить к этому много времени и усилий, а особенно длительное время изучается работа на деревянном манекене. Без постоянных занятий на протяжении многих лет нельзя будет постигнуть внутреннее содержание, можно лишь изучить форму. Сегодня очень мало мастеров, умеющих работать на деревянном манекене. Из них понимающих внутреннее содержание – единицы.

Существует несколько вариантов практики комплекса с деревянным манекеном. Объяснить это можно адаптацией комплекса под предпочтения и опыт мастеров. Самым известным сегодня является комплекс мастера Е Вэня, проживающего в Гонконге. Причиной известности является популярность ученика мастера – Ли Сяолуна, известного в мире как Брюс Ли.

2. Для чего нужна практика на деревянном манекене в вин чун?

Практикуя няньшоу, узнаешь, какое положение локтя во время движения будет правильным, о том, как важно поддерживать тело в нужном положении и верно применять движение локтей в дистанции рук. Непрерывно практикуя вин чун ушу, вы повысите чувствительность рук, обретете способность использовать в лошади, мосте и пояснице усилие Цзинь касания и усилие Цзинь изменения. С регулярными практиками приходит быстрота движений тела в сочетании с методами рук, навыки сближения с соперником, навыки давления и атаки.

Когда изучение 3 комплексов подошло к концу, приступают к практике на деревянном манекене. В этом комплексе тренируют мост рук не жестко, не вяло, но расслабленно, используют согнутую форму, а мысль устремляют вперед. С помощью этой практики по всему телу есть пустота и полнота, легкое и тяжелое, сила вытягивания и встряхивания. Практикуя на столбе, достигают согласованности рук и ног при «выбросе в один цунь». С помощью этой практики появляется возможность выброса силы Ли при первом касании противника, а используя мысль и «шесть единений», вы сможете блокировать атаку противника и молниеносно выбрасывать силу.

В чисао (липкие руки) перед практикой на деревянном манекене необходимо много тренироваться, чтобы привести в нужный вид «мост рук». Любое движение нарабатывают в нескольких направлениях. Необходимо научиться защищать свою центральную линию и атаковать ее у противника. Атаки отражаются в «наружное пространство штор», захватывая аналогичное пространство у противника. Мост, лошадь, тело и поясница становятся согласованными с формой рук. Двигая поясницей, лошадь оставляют неподвижной. Чтобы вывести противника из равновесия, его теснят либо захватывают. С небольшого расстояния ударяют с усилием Цзинь в 1 цунь, применяя методы вспахать, преградить рукой, развернуть руку, рука-крыло, приклеиться, нащупать, раскачать и протащить рукой. Для атаки так же применяют такие методы, как «проткнув – усмирить», «повиснув – ударить в пах», «захватив – проводить», «коснувшись – надавить», «укрывшись – уйти» и метод «зацепить ногой».

При тренировке на деревянном манекене наносятся удары по столбу, который выступает в качестве противника. Среди множества вариантов ученик должен найти свой собственный для достижения цели в одновременной атаке верха и низа, в атаке обеими руками, ударе одной рукой, в технике показывания вверх – нижнего удара, в показывании удара кулаком – удара ногой(который может быть одновременно с ударом кулаком). Во время нападения и защиты используют уход вбок и сгибание со вскидыванием. Такая тактика позволяет направить внимание противника на защиту, а для атаки у него просто не останется сил.

При тренировке нужно соблюдать прямое положение, при защите менять позицию, уходя в пустоту, – так удар противника будет приходиться в сторону. Практика на деревянном манекене позволяет наработать метод «изнутри наружу штор». При касании противника вначале приходит мысль, а уже после нее при помощи методов рук, используя вращение, изменяют форму тела и применяют методы шага. Оттачивая методы боя, доводя искусство вин чун до совершенства, ученик учится находиться в правильной позиции, держа голову прямо, собрав дух, чувствуя гармонию энергии Ци, используя очень быстрые движения рук, целенаправленно делая каждое движение. При такой тренировке работа с деревянным манекеном будет давать примерно такой же результат, что и настоящий бой. Чтобы достичь нужного результата, в любой позиции ученик соблюдает правила «шести единений». Согласуется верх и низ тела, в таком положении при бездействии всего не двигается ничего, если двинулось что-то – двинулось все тело.

Записи в кулачном трактате говорят:

С помощью покоя возьмешь под контроль движение,

Приходящее – задержишь, уходящее – проводишь,

Изменишься мягко – выбросишь жестко,

Сделав рукой выброс – пробьешь прямо,

Показав верх, приступишь к атаке снизу.


Коли потерял сверху – найди внизу,

Если пришли снизу – атакуй вверху,

Когда динамичен верх, низ подчиняется ему,

Каждым движением низа управляет верх.

Когда в движении верх и низ, то атака в центр,

Когда атака в центр, собираются вместе верх и низ.


Практики на деревянном манекене готовят к свободному бою. Необходимо следить за силой Ли – она должна идти по пятам за выбросом мысли. Обучаясь на манекене, не нужно соблюдать конкретную позицию, но если происходит контакт с землей, то нужно сразу же занять устойчивое положение. Показав движение вперед – двигаться назад, нужно смешать атаку и защиту, чтобы противник не смог угадать. Практикуясь на деревянном манекене, применяют технику «сначала бьешь запечатывая, после бьешь в середину». Кроме этого приема используется и метод «параллельно срезав, увлечь и нанести удар», чтобы противник не смог сопротивляться атаке.

Начинают тренировать вин чун с обучения «стойке лошади в виде иероглифа «два» янского зажима». В этой стойке формируется правильное положение тела, открываются большие суставы ног. Последователи мастера Е Вэня полагают, что «янский» в названии стойки означает «баран», но это в корне не верно. Ошибка возникла из-за одинакового написания двух разных слов, но различного звучания.

Ученик на начальных этапах знакомится с техникой «выстреливания кулаком», тренирует усилие Цзинь в один цунь, туйшоу, метолы ног, шага, тела, взгляда, сдерживания, срезания, преследования, а также изучает три комплекса – Сяоняньтоу, Синьцяо и Бяочжи.

Достигнув высокого мастерства в методах рук, приступают к постижению практики «липких рук» (чисао) в движении и находясь на месте. Вначале чисао изучают находясь на месте в «стойке лошади в виде иероглифа «два» янского зажима», а после переходят к динамике, параллельно приступая к практике на деревянном манекене. Когда ученик получит необходимые знания, он научится применять методы и позиции в соответствии с действиями соперника – именно так достигается хорошая реакция в бою.

После, по достижении высокого уровня, методы и позиции в практике чисао будут отсутствовать, они будут видоизменяться в связи с действиями противника, что позволит достичь хорошей реакции в свободном бою. Если не известна позиция, из которой противник планирует атаковать, то нужно с ним сблизиться, чтобы контролировать его «мост» рук – эти навыки прекрасно нарабатываются на деревянном манекене.

3. О выбросе силы при практике с деревянном манекеном

Тренируясь на деревянном манекене, необходимо прикладывать усилие живости, ловкости, а так же усилие эластичности, чтобы образовать характерную силу вин чун. Удары руками и ногами ловко и подвижно выполняются с усилием в один цунь. Движения при практике на деревянном манекене пружинисты, быстры и учитывают смысл каждого из методов вин чун ушу.

На деревянном манекене взгляд, руки, метод, шаг, тело и усилие тренируются вместе, отрабатывается атака и защита, чтобы в бою ученик чувствовал себя свободно. До начала работы с деревянным манекеном осваивают основные навыки и качества трех комплексов, чтобы потом умело их применять. Ученик должен хорошо владеть «мостами рук»: «твердо, но не подобно дереву, расслабленно, но без лени». Говорится, что нужно согласовать движения рук и ног, параллельно атаковать и сверху и снизу, ударять двумя руками, одной рукой и ногой, продемонстрировав верх, нанести удар вниз – тогда успех будет!

4. Особенности практики на деревянном манекене

Во время практики с манекеном нужно представлять бой, олицетворять в столбе противника. Все тело становится единым, нет верха или низа, руки и ноги быстры, все приемы помогают воздействовать на нужные места – так достигают результата.

В практике следуют принципам:

Если сдвинулся верх – за ним идет и низ,

Если движется низ, то только по воле верха,

За мягким изменением последует жесткий выброс,

Атака и защита координируются шагами.

Остановив удар, наносится ответный,

Все приходящее останавливается, а уходящее провожается,

С выбросом руки бьют прямо.

В покое ты подобен несдвигаемой горе,

В движении сравним лишь со свирепым тигром,

Быстрее вихря можешь быть ты,

Раз отойдя, вперед ты двинешь мигом,

Раз двинувшись вперед, отступишься назад,

Атаку лучше чередуй с защитой,

Атака и защита – единого две половины.


При помощи шага занимают выгодное положение и атакуют под оптимальным углом. Называют эти действия «уходом от полноты противника с захватом его пустоты».

Состоит комплекс с манекеном из 3 комплексов с подвижными шагами, за счет которых выбирают удобное место и наилучший угол нападения и защиты.

В вин чун деревянный манекен используют для наработки техники атаки и защиты из правильного положения, позволяющего бить противника с необходимым выбросом силы.

5. Требования, предъявляемые к бою в вин чун и к методам практики на деревянном манекене

1. Нужно наносить удар в чужую среднюю линию и все время защищать свою

«Линия знаков Цзы У» – вот второе название средней линии, являющейся целью атаки и защиты в вин чун. В бою важно ни на секунду не забывать о необходимости защиты средней лини, уходить в сторону, сгибаться и вытягиваться, меняя центр тяжести, иначе можно потерять устойчивость. Защита своего центра и атака центра противника носят название «решительно бороться за пространство внутри штор». Атакуя центральную линию противника, спортсмен атакует от своего центра. Если противник сильнее, то он будет стараться продавить мост, чтобы получить среднюю линию. В описанном случае необходимо двигать поясницу и таз, но не приводить в движение мост и с помощью методов шага сменить центр тяжести.

2. Атака и защита должны быть точными и сильными

Бить нужно быстро, возвращаться – еще быстрей! Кулачные трактаты рассказывают о том, что в бою побеждает тот, кто быстрее. Но важна не только скорость, но и точность ударов, как говорится: не попадаешь в противника – удар приходится в пустоту. Важно использовать в ударах большую силу, стараясь как бы пробить насквозь – этот принцип тренируется на деревянном манекене. Это не означает, что во время тренировки по дереву удар наносится с полной силой – сквозь столб должна пройти мысль. При регулярных тренировках в руках образуется пробивная пружинистая сила и великолепная точность.

3. Заняв силу у противника, нужно ее изменять

Используя восемь методов, прилипают телом к сопернику, касаются его рук и ног и молниеносно «срубают» его руку. При атаке применяют теснящую, встряхивающую и давящую силу.

4. Быстро уходя в сторону, подвижно сгибаются со вскидыванием

Помните о том, что с помощью короткого моста мы можем себя защитить, а с помощью длинного передвигать энергию. Практикуясь на деревянном манекене, ученик выдвигает тело немного вперед, чтобы захватить пространство противника. При смене позиции нужно встать так, чтобы заставить воображаемого противника, в роли которого выступает столб, утратить стойку лошади («уйти с места»). Когда противник сделал движение, он обнаруживает, что центр уже пуст. Применяя методы вин чун, руки возвращают к середине, выбрасывают с усилием Цзинь или бьют, толкают, захватывают, лишают, атакуют пружиня – все это делают для того, чтобы противник упал.

Чтобы добиться нужного результата, необходимо много работать, тогда в теле появится твердость ян и мягкость инь, внутренняя сила, и ученик будет способен стремительно менять позиции. Защищаются от противника находясь в «стойке лошади в виде иероглифа «два» янского зажима» – так можно достичь огромной атакующей силы при контратаке.

Чтобы повысить свое мастерство, нужно тренироваться на деревянном манекене. Эта практика не нуждается ни в учителе, ни в партнере.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.